Сегодня уже можно говорить о первых результатах работы Международного центра проблем детства и образования. Нам удалось привлечь внимание общественности к проблемам дошкольного образования в России, расширить рамки международного сотрудничества работников системы дошкольного образования, обеспечить подготовку конкурентоспособного, мобильного педагога-профессионала, поддержать развитие инновационной педагогики. Мы объединили огромное количество педагогов университета и дошкольных образовательных учреждений. Их совместное творчество реализуется в рамках «Международной проектной мастерской» по разным направлениям:

  • созданиенового культурного образа дошкольного учреждения (в сотрудничестве с детскими садами Испании). Наши проекты участвовали в международном конкурсе «Окружающая среда и здоровье детей» (Нидерланды) в номинации«Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях» (детский сад и университет Балеарских островов, г. Пальма-де-Майорка, Испания, и МОУ «Прогимназия № 2», ДОУ № 5, МОУ «Детский сад – Центр развития ребенка № 381). Проект «Театральная палитра» (художественно-эстетическое воспитание) вызвал большой интерес у педагогов гимназии г. Барселона (Испания). Детский сад № 286 стал партнером испанского учреждения;
  • виртуальный туризм – совместный проект с дошкольными образовательными учреждениями Испании и Франции (на английском языке). Участники проекта знакомятся с Волгоградом и Барселоной, семейными традициями русского и испанского народов, природой родного края. Активные участники проекта – гимназия г. Пальма-де-Майорка, детский сад – Центр развития ребенка № 28, ДОУ № 198;
  • создание адаптивного образовательного учреждения– разработаны программы «Формирование опыта самопознавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста средствами сказкотерапии», «Познаю себя», методические рекомендации «Совместное участие детей и взрослых в творческих проектах как условие развития социальной компетентности дошкольников»; программы психолого-педагогического образования будущих родителей «Первые шаги» (участники – ДОУ № 198, 373).

В работу Центра активно включились студенты ВГПУ. Была организована Международная студенческая интернет-лаборатория «Педагог и ребенок: образы нового тысячелетия». Совместно с преподавателями кафедры педагогики дошкольного образования разработан проект «Волшебная страна МУЛЬТИКА», отражающий различные аспекты билингвального образование дошкольников. Особо отметим Международную выставку-конкурс «Ребенок-дошкольник в современном мире». Этот проект был реализован нами совместно с коллегами из Китайской Народной Республики. Студенты Северо-восточного педагогического университета г. Чанчунь подхватили инициативу волгоградских студентов. Они не только организовали совместную выставку студенческих творческих работ в своем университете, но и привезли собственные в Волгоград. Профессор Яо Вей, приезжавшая к нам на семинар, провела презентацию этой выставки. Новым проектом для Центра стал и Анимационный центр «Детское время».

В работе Международного научно-практического семинара «Дошкольное образование в XXI веке» приняли участие более 300 человек – ученые и педагоги-практики из Китая, Германии, Украины, Белоруссии, Калмыкии, Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Волгограда, Ростова-на-Дону, Саратова и других регионов. Обсуждались современное состояние и перспективы дошкольного образования, роль государственных и общественных институтов России и мирового сообщества в реализации образовательной политики, направленной на инновационное развитие дошкольного образования.

В ходе работы круглых столов, мастер-классов, стендовых докладов были рассмотрены проблемы развития и сохранения культурной идентичности ребенка в условиях цивилизационных изменений современного общества, акцентировано внимание на дошкольном детстве как одном из главных образовательных ресурсов, обеспечивающем развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка. Обсуждались также вопросы адаптивного образования для детей с различными потребностями, опыт организации инновационного образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Международный научно-практический семинар осуществлял работу по следующим направлениям: «Дошкольное детство как социокультурный феномен»; «Проблемы культурной идентичности ребенка в многополярном мире»; «Билингвальное образование»; «Государственная стратегия в сфере развития дошкольного образования: мировой опыт и тенденции»; «Реализация равных возможностей в образовании»; «Роль семьи в психическом развитии ребенка»; «Концепции и технологии в современном дошкольном образовании»; «Глобальные перспективы раннего обучения детей».

Пленарное заседание открыл ректор Волгоградского государственного педагогического университета Н. К. Сергеев. Зампредседателя комитета по образованию администрации Волгоградской области М. А. Симонова прочитала обращение к участникам семинара губернатора Волгоградской области А. Г. Бровко. От лица руководства Северо-восточного педагогического университета (г. Чанчунь, Китай) участников приветствовали профессора Яо Вей и Чен Ксюань, которые вручили ректору университета национальный свиток с пожеланиями счастья и процветания всем детям и педагогам. Профессор гамбургского университета Бергс-Винкельс Дагмар дала анализ состояния дошкольного образования в Германии в сравнении со странами Европы. Согласно исследованиям OECD (Организация экономического сотрудничества и развития), в Германии сегодня остро ощущается нехватка дошкольных учреждений, а большинство немецких семей хотели бы, чтобы их ребенок посещал детский сад. Другой проблемой является недостаток квалифицированных педагогических кадров для работы с дошкольниками. В докладе была представлена информация и о предшкольном образовании, традициях, правовых аспектах, качестве дошкольного образования, его доступности и финансировании. Особое внимание уделялось сотрудничеству с родителями. В рамках работы круглых столов и мастер-классов («Глобальные перспективы раннего обучения детей», «Проблемы культурной идентичности ребенка в многополярном мире») профессор Бергс-Винкельс поделилась опытом решения этих вопросов в Германии, где политика государства направлена на повышение финансирования системы дошкольного образования, обеспечение равных возможностей всем детям при поступлении в школу. Основной идеей выступлений фрау Дагмар стал лозунг: «Если вы считаете, что образование стоит дорого, посчитайте, сколько стоит невежество».

В выступлениях китайских ученых Яо Вей, профессора, завкафедрой дошкольного образования, и Чен Ксюаня, профессора, завкафедрой педагогики начального образования Северо-восточного педагогического университета внимание акцентировалось на традициях и современных направлениях педагогики. В частности, указывалось, что в детских садах усиливается тенденция раннего развития детей до 6 лет, что разумно в рамках образовательной стратегии КНР. Однако имеет место чрезмерное увлечение этим направлением, что нарушает традиционную идеологию образования в Китае. В связи с этим необходима методическая помощь педагогам и родителям. Профессор Яо Вей поделилась своим опытом в рамках работы мастер-класса «Билингвальное образование в детском саду» и круглого стола «Государственная стратегия в сфере развития дошкольного образования: мировой опыт и тенденции». Профессор Чен Ксюань участвовал в мастер-классе «Дошкольное детство как социокультурный феномен», проходившем на базе прогимназии № 2, и проявил большой интерес к вопросу о преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования. Он сообщил, что эта проблема крайне актуальна для китайского образования. Выступление д. п. н. Н. А. Рыжовой, ведущего научного сотрудника Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, зам. главного редактора журнала «Обруч», было посвящено проблемам взаимоотношения современных детей и природы, особенностям восприятия ребенком окружающей среды в городских и сельских условиях, влиянию семьи на эти процессы, виртуальной природе, появлению в общении детей и природы информационного посредника. Поднятые в выступлении проблемы обсуждались и в выступлениях педагогов дошкольных учреждений на круглом столе «Современное дошкольное образование – вчера, сегодня, завтра».

В рамках семинара прошел фестиваль «Наш радужный мир», посвященый вопросам сближения различных культур, формированию толерантности, развитию межкультурного диалога и сохранению культурной идентичности.