Кафедра педагогики дошкольного образования Волгоградского государственного педагогического университета была создана в 1987 году. Сегодня она насчитывает в своем составе 22 преподавателя. Среди них – доктора и кандидаты наук, аспиранты и соискатели. На кафедре ведется целенаправленная работа по подготовке специалистов в области дошкольной педагогики и психологии, а также реализуется программа подготовки педагогов - дефектологов. Кафедра имеет свою магистратуру по направлению «Дошкольное образование».

На базе кафедры педагогики дошкольного образования функционируют научно-исследовательские лаборатории по проблемам дошкольного образования. В связи с расширением деятельности межвузовской научно-исследовательской лаборатории «Проблемы развития личности ребенка-дошкольника в современном социокультурном пространстве» (руководитель проф. Корепанова Марина Васильевна) и появлением международных контактов был создан Международный центр проблем детства и образования.

Ведущим направлением научного поиска является разработка модели процесса целостного развития личности ребенка - дошкольника. Учитывая многоаспектность данной проблемы, исследовательская работа осуществляется в следующих направлениях: формирование профессиональной компетентности студентов; исследование механизмов психического развития дошкольников и проектирование на этой основе психолого - педагогического сопровождения их личностного становления и развития.

Многогранность научных интересов специалистов кафедры выражена в тематике проводимых исследований, направленных на изучение особенностей внутреннего мира ребенка, механизмов его самопознания; освоения субъектной позиции будущего школьника; закономерностей процессов социализации в современном социокультурном и информационном пространстве; специфики миропонимания одаренных детей, а также исследований, имеющих целью совершенствование качества подготовки будущих специалистов.

Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры находит отражение в практической деятельности Международного центра. Руководители проблемных групп дошкольного образования имеет свои экспериментальные площадки и базовые учреждения: детские сады, прогимназии, педагогические колледжи. Это служит интересам не только кафедры, но и непосредственно учреждений образования, так как создает условия для продуктивного решения проблем воспитания и образования подрастающего поколения. Центр осуществляет свою деятельность как свободное объединение ученых (включая аспирантов, магистрантов и студентов) Университета и как общественно-педагогическая лаборатория, объединяющая педагогов и руководителей образовательных учреждений в России и за рубежом.