Старший воспитатель ГБДОУ №27 Михайлова Т.Н.
Современное дошкольное образование ставит перед собой цель-воспитание всестороннее гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуется стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того чтобы решать поставленные перед дошкольным учреждением задачи, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой. Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков». Оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое учреждение выстраивает тесное взаимодействие с различными организациями, учреждениями. Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качества дошкольного образования.
Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:
-взаимодействие с семьями воспитанников
-взаимодействие с образовательными учреждениями
-взаимодействие с учреждениями культуры
-взаимодействие с местными органами самоуправления
-взаимодействия с учреждениями здравоохранения
Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.
Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Дети посещают музеи, библиотеки, в которых кроме экскурсий, работники проводят занятия. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.
Наше дошкольное учреждение расположено в Центральном районе Санкт-Петербурга, благодаря чему в ближайшем с нами окружении находятся музеи, выставочные центры, детские библиотеки. Сотрудничество с музеями направлено на ознакомление детей с историей и культурой России, Санкт-Петербурга, развитие кругозора детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.
Музеи Санкт-Петербурга, ориентированные для детей дошкольного возраста
-Музей хлеба
-Музей железнодорожного транспорта
-Музей кукол
-Музей гигиены
-Музей воды и детский экологический центр
-Музей почвоведения
-экспозиция «Начало начал» (при музее Истории религии)
Формы взаимодействия ДОУ и музея
• организация экскурсий;
• проведение тематических занятий сотрудниками музеев;
• совместное проведение различных мероприятий;
• посещение выставок;
• участие семей в выставках совместного творчества, организуемых музеями
Сотрудничество с Центральной детской городской библиотекой им. А.С Пушкина, а также ее филиалами
• проведение занятий с целью воспитания интереса к чтению;
• экскурсии;
• участие детей и сотрудников детского сада в мероприятиях ЦДГБ;
• участие сотрудников ЦДГБ в мероприятиях детского сада;
• совместное проведение различных мероприятий
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.