СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА НА ОСНОВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Создание культурно- образовательного кластера на основе дошкольной организации как инструмента повышения качества образования// Практика управления ДОУ №3 (30), 2015

Дергунова Ирина Ильинична заместитель заведующей по ОВР «Детский сад № 201» г. Чебоксары

Никитина Ирина Михайловна заведующая МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары

В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования. Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Как правило, участниками кластера становятся организации и учреждения по территориальному принципу. На чем строятся отношения участников проекта, как привлечь и удержать сетевых партнеров, кто инициирует новые связи? Своим опытом по разработке проекта организации социального партнерства с организациями и учреждениями социума делится МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» предполагают качественные изменения в содержании образования, экономике образования, управлении системой образования. Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются отработка новых моделей содержания образования, организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия различных социальных институтов.

Кластер — это некоммерческое партнерство, в основе которого лежат принципы доверия, добровольности, заинтересованности. Образовательный кластер (на примере ДОУ) — гибкая сетевая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные организации, вузы, бизнес-структуры и т. д.), объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности (ОУ) для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта).

Цели создания кластера:

● повышение качества образовательного процесса;

● расширение возможностей дополнительных образовательных услуг;

● качество выпускника ДОУ как совокупность компетенций с позиции удовлетворенности участников и потребителей образовательного процесса.

В кластере системообразующим фактором является педагогический результат, т. е. сам дошкольник. В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией по вопросам потребностей, техники и технологий между партнерами. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по различным каналам для всех участников кластера.

Ресурсы, необходимые для образования кластера:

кадровые ресурсы: заинтересованные руководители, творческие педагоги;

информационные ресурсы: информационный банк данных обо всех и для всех участников образовательного кластера; 

организационные условия: сетевой проект организации социального партнерства ДОУ с организациями и учреждениями социума;

материально-технические условия: использование материально-технических ресурсов всех партнеров.

Этапы создания кластера:

1-й этап — агитация и мотивация потенциальных участников: ДОУ — инициатор встреч для обсуждения идей;

2-й этап — объединение деловых усилий участников: подписание договоров;

3-й этап — разработка стратегии, планов и структуры связей кластеров: анализ проблем всех участников, постановка совместных задач и целей;

4-й этап — разработка пилотных (пробных) проектов: отработка технологии взаи- модействия;

5-й этап — разработка стратегических проектов: разделение труда, объединение ресурсов, внедрение технологий.

Представляемый образовательный кластер включает две кластерные плоскости.

Первая кластерная плоскость — «территория» образовательного учреждения (основное образование, дополнительное образование, методическая служба сопровождения).

Вторая кластерная плоскость состоит из различных сред: социальной (общественные организации, система социальных учреждений, население района, институт семьи); научной (научные школы, вузы, исследовательские организации, консультационные центры); экономической (система экономических хозяйствующих субъектов (производственные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг); культурной (организации культуры, организации дополнительного образования); учреждения здравоохранения и спорта.

Каждая среда включает в себя представителей различных организаций (социальных партнеров). В зависимости от поставленных задач количество кластерных плоскостей и сочетание элементов в них могут быть различны. Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера — маршрут построения взаимовыгодных отношений между отдельными элементами кластера в рамках конкретного проекта и в заданный период времени. Элементы образовательного кластера принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников может меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств. Формирование кластеров в дошкольном образовании — это продолжительный процесс, требующий объединения усилий всех сторон с целью запуска механизмов самоорганизации и обеспечения ее конкурентоспособности, приводящий к повышению результативности деятельности, инициированию инновационных проектов и использованию социокультурных ресурсов для достижения поставленных целей, а также создания условий саморазвития субъектов кластера. В практике работы детского сада накоплен опыт по взаимодействию в рамках реализации различных проектов, где сочетаются разные элементы кластера.