КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Образовательные инициативы XXI века» http://pandia.ru/text/79/458/42673.php

Международный конкурс инновационных проектов в области образования

ПРОЕКТ (в сокращении)

«КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА (НА БАЗЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

Руководитель проектной команды:

СабитовРамисКашавович, УрГЭУ

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРА В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательный кластер как системное объединение различных организаций, позволяет использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью более быстрого и эффективного распространения новых знаний, стимулирующих инновации для роста конкурентоспособности экономики региона.

Под кластером в образовательной системе понимают совокупность ее свойств, отвечающих за эффективность и качество решения определенного круга задач на конкретном этапе деятельности субъектов.

С начала XXI века проектирование различных моделей системы дошкольного образования становится все более востребованным современным социумом. В сегодняшнем мире практически невозможно найти готовые рецепты, использование которых позволит детскому саду наладить собственную эффективную систему взаимодействия с воспитанником, воспитателем, семьей и обществом в целом.

Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются отработка новых моделей содержания образования, организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия различных социальных институтов.

Среди приоритетов развития инновационной деятельности выделяются развитие инновационной инфраструктуры, разработка и дальнейшая реализация кластерной политики, поддержка реализации инновационных проектов [2].

Важнейшей задачей развития России последних лет является кардинальное изменение сырьевой модели экономического развития на модель современной инновационной экономики.

Одним из методов достижения данной задачи является применение кластерного подхода, который рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных методов развития территорий в развитых странах.

Основным преимуществом кластерной модели развития является возникновение эффекта синергии между участниками кластера. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности, мер государственной поддержки на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры. Такое объединение усилий в развитых странах показало высокую эффективность.

Создание кластеров значительно повышает эффективность экономической политики. Во-первых, в рамках кластеров делается акцент на вопросах повышения конкурентоспособности не только отдельных предприятий, а всей производственной цепочки, включая поставщиков, смежников, исследовательские и образовательные организации (кластерный подход стимулирует поддержку коллективных проектов).

Во-вторых, кластерный подход предполагает эффективное использование механизмов государственно-частного партнерства, делая акцент на поддержке со стороны государства коллективных проектов, исходя из потребностей самого бизнеса, что значительно повышает эффективность расходования бюджетных средств [8].

По сути, на базе кластеров создаются региональные центры роста, которые способны стать локомотивами регионального социально-экономического развития.

Нами была разработана концепция создания кластера на базе системы дошкольного образования. Данная концепция предлагает создать такое дошкольное образовательное учреждения(ДОУ), которое обеспечивало бы не только образовательные запросы населения, но и решало бы задачи культурно-просветительского характера, способствовало бы реализации единения семьи и дошкольного учреждения, уделяло бы особое внимание здоровью воспитанников, их комфортному обучению и делало бы установку на непрерывное образование. И только тесное взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с различными социальными партнерами легло в основу идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т. д.) в единыйобразовательный кластер.

Таким образом, образовательный кластер (на базесистемы дошкольного образования) представляет собой гибкую сетевую структуру, в которую входят группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные и политические организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т. д.), объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта).

Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера – маршрут построения взаимовыгодных отношений между отдельными элементами кластера в рамках конкретного проекта и в заданный период времени.

Стратегической целью создания кластера является повышение конкурентоспособности региона в области дошкольного образования.

Задачи создания и развития образовательного кластера на базе системы дошкольного образования:

- интенсивный поэтапный темп внедрения инноваций с тщательным отслеживанием эффективности;

- повышение эффективности и качества дошкольного образования;

- подготовка квалифицированных специалистов для системы дошкольного образования, сервиса и услуг для родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- создание крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации;

- повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов систем при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития дошкольного образования;

- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому.

Образовательный кластер позволит создать механизм партнерских отношений образовательных учреждений разных типов и видов с родителями, общественными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения и образования и другими группами населения. Это в свою очередь приведет к повышению эффективности образования детей.

Структура образовательного кластера на базе системы дошкольного образования(см. рис.)

Рис. Структура образовательного кластера на базе системы дошкольного образования

Теперь перейдем к характеристике каждого элемента в структуре разработанного нами кластерной модели дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ).

Согласно нашей концепции, дошкольное образовательное учреждение является ядром кластера. Это может быть как муниципальное, так и негосударственное образовательное учреждение. ДОУ выполняет функцию общей подготовки детей к школе. Однако уже на данном этапе возможно выявление наклонностей ребенка, которые необходимо заносить в личное дело, на основе сведений которого может быть составлен психологический портрет дошкольника и определена его профессиональная пригодность. Здесь также осуществляется установка на непрерывное образование ребенка.

Жилой комплекс для молодых семей.

Предполагается, что в перспективе жилой комплекс для молодых семей может стать источником создания кластера. Но на сегодняшний день таким источником (на примере г. Екатеринбурга) является микрорайон, в котором осуществляется комплектация дошкольных образовательных учреждений [1]. В Екатеринбурге, согласно, статистическим данным, процент возвращенных и затем уже отремонтированных зданий детских садов значительно больше процента новых построенных зданий данного типа (Приложение). Как правило, возврат зданий осуществляется в уже давно существующих и застроенных районах нашего города. Жилой комплекс нами рассматривается в качестве перспективного источника кластера в случае перехода города к застройке пустующих на данный момент территорий. Тогда развитие новых микрорайонов и примыкающих к ним учреждений дошкольного типа может идти по принципу создания кластера разработанной нами модели.

Учреждения здравоохранения.

На территории микрорайона (жилого комплекса) предполагается строительство (ремонт или переоснащение уже существующих медицинских учреждений данного типа) перинатального центра, детской поликлиники, осуществляющих мониторинг состояния здоровья подрастающего поколения.

Ассоциация родителей.

Этот элемент структуры кластера должен осуществлять взаимодействие со всеми участниками кластера на основе обмена ресурсами: людскими, финансовыми, информационными, материальными.

Органы власти.

Осуществление и разработка комплекса правовых, организационно-управленческих, социально-экономических мер по поддержке развития системы дошкольного образования, экспериментальной деятельности в ДОУ, новых моделей взаимодействия с муниципальными органами управления образованием – такая задача ставится перед органами власти.

НИИНО – Научно-исследовательский институт непрерывного образования.

Основная функция научно – исследовательского института непрерывного образования заключается в разработке комплексныхрегиональных программ развития дошкольного образования как инструмента его развития с учетом социально-экономических и социокультурных особенностей территорий. На дошкольный возраст работает целая индустрия - это и питание, и одежда, и игрушки, многие НИИ, а также частные компании разрабатывают современные средства и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста. Современный этап модернизации образования характеризуется кластеризацией образовательного пространства, где иерархия структуры начинается с дошкольных образовательных учреждений и заканчивается докторантурой, при этом происходит «сортировка» и «отсев» объектов образования. Кластеризация образовательного процесса позволяет создавать условия для обучения детей в соответствии с их возможностями, интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Высшее учебное заведение.

В эту группу могут входить: педагогический университет, технический и экономический университеты. Система дошкольного образования стала частью этой индустрии, а педагогический университет готовит для нее кадры. При кластерном подходе от того, насколько будут объединены цели ДОУ, педагогического университета, производителей товаров, разработчиков технологий, согласованы цели и задачи, найдены аспекты личностного смысла, привлекательные для всех субъектов сотрудничества, зависит успешность выработанной стратегии развития системы дошкольного образования. При этом эффективность любой системы оценивается через призму не отдельных составляющих, а кластеров - взаимосвязанных компонентов, элементов. Высшие и специальные учебные заведения в такой системе будут получать на входе не «сырой материал», а «удобренную почву», в результате чего процесс обучения будет приносить гораздо более высокий результат. А в глобальном (региональном) разрезе позволит формировать на выходе такой связанной системы профессионалов, преданных своему делу.

Дополнительное образование.

Здесь речь идет о школах развития, различных кружках, секциях, которые выбираются исходя из предпочтений и наклонностей ребенка.

Школа.

Это уже следующая образовательная ступень. Здесь школа может быть специализированным учреждением. Особенность такой школы заключается в отсутствии дискриминации и существование в рамках одного заведения направлений обычной школы и специализированной.

Элементы образовательного кластера – это организация в целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т. д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.

Этапы реализации формирования образовательного кластера

1 этап – строительство жилого комплекса для молодых семей, выделение микрорайона

2 этап – строительство ДОУ и учрежденийздравоохранения (либо ремонт уже существующих), привлечение инвестиций.

3 этап – объединение участников кластера.

4 этап – совместная деятельность.

Механизмы реализации кластера

Совместная деятельность участников кластера.

Маркетинговая деятельность. Создание сайта для взаимосвязи с участниками кластера.

Совместные финансовые фонды. Обеспечение целостности развития системы образования предполагается за счет новых подходов к проектному финансированию, при которых финансовую поддержку должно получить каждое образовательное учреждение. Отдельную группу составляют механизмы финансово-экономической стабилизации и снижения социальных рисков для усиления социальной функции образования и реализации стратегии модернизации.
Перечисленные условия, выделенные нами как минимально необходимая совокупность норм, которые должны целенаправленно и постепенно вводиться в практику 
муниципального управления, формируя новую инновационную среду местного самоуправления, обеспечивая в итоге возможность успешной модернизации и опережающего развития образования.

Экономические фонды - управление созданием комплексной инфраструктуры дошкольного образования, включающей: материальную часть (в виде зданий и помещений, подходящих для пребывания детей и реализации образовательных программ, детских игровых площадок, детских спортивных сооружений); инфраструктуру жизнеобеспечения (поставщиков детского питания, содержания и ремонта материальной базы); медико-педагогическую службу (логопедов, психологов, социальных педагогов); консалтинговые службы для родителей (юридических, психологических, педагогических), инновационной инфраструктуры (ресурсных центров, центров повышения квалификации, инновационных и экспериментальных площадок) и др.

Эффективность создания и развития кластера

Реализация кластерного подхода в образовании позволит нам:

1. Преодолеть кадровый дефицит в профильных отраслях кластера

2. Повысить качество подготовки специалистов различного уровня для авиационного, ядерного и других создающихся кластеров.

3.Формирование образовательного кластера позволяет получить следующие преимущества: создание единого образовательного пространства; интеграция профессионального образования с предприятиями отрасли; сокращение сроков подготовки специалистов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Долгосрочная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений вмуниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2годы Постановление от 31 октября 2011 г. N 4565 [Электронный ресурс]:Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа:http://www. *****

2. Игошев Б. М., Симонова А. А.Региональная инновационная образовательная

система: обоснование структурной модели: Концептуальная модель региональногоинновационного кластера педагогического образования (на базе УрГПУ) [Текст] / под ред. Б. М. Игошева, Л. Я. Рубиной, А. А. Симоновой /ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 20с.

3. Кондратьева Е. В. Национальная инновационная система: теоретическая концепция [Текст]: Методическое пособие / НГУ. - Новосибирск, 20с.

4. Портер М. Международная конкуренция[Текст]: - М., Международные отношения, 1993.

5. Пуденко Т. И. Государственная поддержка общеобразовательных учреждений в рамках ПНПО как ресурс развития региональных образовательных систем [Текст]: // Образование и общество. – 2009. - № 3 (с. 15-21)

6. Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? // Алманах«Восток». – 2007. – Вып.1. – [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.*****/app/j_artp_1178.htm

7. Захарова Н. П., Тоготина Е. В. Образовательный кластер региона //ВлГУ: электронный журнал. – 2007. - № 18, часть 2. - [Электронный ресурс].Режим доступа:http://journal. *****/index. php? id=1869

8.Мигранян А. А. «Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров».-[Электронный ресурс]. Режимдоступаhttp://www. krsu. edu. kg/vestnik/v3/a15.html

9. Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт Северо-Запад. - №от 01.01.01 года. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://stra.*****/lenta/innovation/1086/print