Отрывок из кн. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию / Быховский Я.С, Коровко А.В., Патаракин Е.Д.и др. – М: Интуит.ру, 2007. – 95 с. : ил. - (Учебно-методическое пособие)

 

Глава I. Понятия сетевой педагогики

Сетевые сообщества

Коротко

Сетевое сообщество это – группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сете- вых средств.

Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают ме- жду собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами. Благода- ря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спро- ектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Мы мо- жем только создать условия, которые бы облегчали формирование та- ких сообществ. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами об- мена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, об- легчающие управление знаниями и использование этих знаний нович- ками, находящимися на периферии сообщества.

page14image10112

Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы

Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.

Как использовать в педагогической практике

Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

page14image14696

 

page15image832
  • Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учеб- ная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный хара- ктер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и зна- чения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.

  • Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмо- треть на событие с другой точки зрения, способного понять пози- цию не только другого человека, но и другого существа. Расшире- ние горизонтов нашего общения, которому способствуют инфор- мационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталки- ваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и сло- ев. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказыва- ются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.

  • Освоение децентрализованных моделей и экологических страте- гий. От участников совместной деятельности не требуется син- хронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же вре- мя. Каждый член сообщества может выполнять свои простые опе- рации. Эта новая модель сетевого взаимодействия может исполь- зоваться в педагогической практике для освоения учениками идей децентрализации и экологических стратегий

  • Критичность мышления. Коллективная, сообщная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипоте- зы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать обучающимся о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

    Подробнее

    Педагогика сетевых сообществ является быстро развивающимся направлением теории обучения. Это направление базируется на следующих ключевых положениях:

    Учение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется учащийся. Действия над объектами требуют общения. Это общение по поводу действий и объектов имеет первостепенное значение для учения. О том, насколько важны средства, которыми мы пользуем- ся в своей деятельности, писал, прежде всего, Джон Дьюи и это направление получило название инструментализма. Идеи инструментализма, разработанные американским философом и педагогом, достаточно часто представляются только его фразой «учение через действие», за- бывая, о том, что Дж. Дьюи всегда размышлял о действиях в контексте человеческой культуры. Важнейшей составляющей учебы для Дьюи виделась деятельность, которая бы была направлена на достижение реального, конкретного результата через использование соответству- ющих материалов, средств и технологий.

Учение определяется средой, в которой происходит освоение нового знания. Впервые модель педагогики местных сообществ, которая базировалась на местных информационных ресурсах, была сформулирована в работах Ивана Иллича. Его интересовали не столько цели образования, сколько содержание учебной среды. И. Иллич перечислил и подробно рассмотрел ресурсы и службы, необходимые для успешного функционирования учебного сетевого сообщества внутри города: учебные ресурсы, к которым относятся книги, средства деятельности, обучающие игры; примеры для подражания и система, которая под- держивает обмен навыками и умениями; партнеры, с которыми можно было бы соревноваться, сотрудничать, спорить и говорить на одном языке. С концепцией учебной паутины, как среды для совместного, со- общного обучения, тесно связана и концепция дружественных средств. Для человека жизненно необходимо не просто воспринимать и потреблять информацию, но действовать активно, получая результат как вознаграждение за свои действия.

Учение происходит в сообществе обмена знаниями, где новички по- степенно становятся экспертами через практическое участие в реше- нии проблем конкретной области знаний. Термин community of practice – «сообщество практики» впервые использовали Дж. Лав и Э. Венгер для того, чтобы обозначить группу людей, вовлеченных в сов- местную деятельность. Познание не может быть оторвано от тех усло- вий, той ситуации, в которой оно происходит. Для того чтобы освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользо- ваться. Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Обучение в значительной мере есть процесс социализации, в ходе которого люди учатся говорить, читать, писать, становятся школьниками, сотрудниками офиса, исследователями и т.д. Деятель- ность, концепции и культура находятся во взаимной зависимости. Они образуют углы треугольника. Ни один из углов этого треугольни- ка не может быть понят без двух других углов.

Учение происходит через построение сети. Дж. Сименс обозначил это направление в как коннективизм. Учение – процесс, который про- исходит в изменяющейся среде, где постоянно происходит реоргани- зация основополагающих узлов. В процессе трансформации узлы сети образуют соединения, по которым данным, информации и знаниям легче перемещаться. Наши мысли, чувства, отношения, новые данные и информация являются узлами, объединенными в сеть нашей лично- сти. Сети могут объединяться между собой. Каждый узел в сети может быть сетью более низкого уровня. Учебное сообщество состоит из людей, каждый из которых является отдельной сетью. Каждый обладает определенной автономией и своим поведением, на которое сеть оказы- вает ограниченное воздействие. Хотя структура сети и очень проста, на формирование соединений оказывает влияние множество факторов.